Долины Рейна и Мозеля. Путеводитель. Долина Рейна. Bingen am Rhein-Mainz  
 

Hindenburgbrücke, Mainz, Schloss Biebrich, Kurfürstliche Burg Eltville

Hindenburgbrücke
Mainz
Schloss Biebrich
Kurfürstliche Burg Eltville

 

карта достопримечательностей Среднего Рейна Напомню карту достопримечательностей Среднего Рейна.

В первый день нашего пребывания в Бингене мы решили доехать по нашему левому берегу Рейна до Майнца, посмотреть город, а затем переехать по мосту на правый берег и уже по нему доехать до Рюдесхайма, из которого на нашу сторону, в Бинген, переправиться на пароме. Паромы здесь бывают двух видов – пассажирские и для автомашин. В картах Гармина показаны траектории их движения и причалы. Сразу скажу, что мы первоначально нацеливались переправляться на пассажирском пароме, но в первый раз его не нашли и прекрасно переплыли на пароме для автомобилей. Остальные разы искать пассажирский паром мы даже и не пытались.

На выезде из Бингена мы были чрезвычайно впечатлены. Не первый год мы восхищаемся немецкими велодорожками, тысячи раз видели их развязки с автомобильными на разных уровнях. Но вот эта велодорожка в маленьком Рейнском городке меня поразила. Обратите внимание – мы едем по правой части, это что-то вроде «безостановочного экспресс-маршрута», а та дорожка, что слева – она постоянно спускается вниз, где с неё можно свернуть на пересекаемые улицы. Такой организации велосипедного движения я еще не видел.


Выехав из Бингена, мы вскоре оказались около красивых, я бы даже сказал, романтических, развалин моста Hindenburgbrücke, который соединял Rüdesheim am Rhein с Bingen-Kempten. Назван он был так в 1918 по имени Пауля Людвиг Ганс Антон фон Бенекендорф унд фон Гинденбурга (Paul Ludwig Hans Anton von Beneckendorff und von Hindenburg) - немецкого военного и политического деятеля, видного командующего Первой мировой войны. Он был главнокомандующим на Восточном фронте против России (1914—1916), начальником Генерального штаба (1916—1919), прусским генерал-фельдмаршалом (2 ноября 1914), рейхспрезидентом Германии (1925—1934). Гинденбург был первым и единственным в истории Германии человеком, избранным главой государства на всенародных выборах.

В 1900 году прусский министр общественных работ высказался в палате депутатов за строительство моста между Бингеном и Рюдесхаймом, который связал бы Nassauischen Rheinbahn, проходящий по правому берегу Рейна и железную дорогу Rhein-Nahe-Eisenbahn-Gesellschaft, проходящую по его левому берегу. Предпосылки строительства моста были как экономические (связать Саарский угольный бассейн с Рейнским регионом и обеспечить таким образом рынок сбыта угля), так и военные (перевозки с правого берега Рейна к французской границе). Место было выбрано исходя из скорости течения Рейна и возможности поставить опоры на Рейнских островах. Споры о том, какой именно мост строить – железнодорожный, автомобильный или комбинированный – затянулись на десятилетие. В 1913 году Рейхстагом были выделены средства на строительство железнодорожного моста. Открытие моста произошло 16.08.1915. Его длина составила 1175 метров. Вместе с мостом на обеих сторонах реки были построены связующие пути с существующими железными дорогами.

Lageskizze der Hindenburgbrücke 1925-04-24 - von Deutsche Reichsbahn (Deutsche Reichsbahn) [Public domain oder Public domain], via Wikimedia Commons

Во время Первой Мировой мост служил для снабжения немецких войск на западном фронте. После Первой мировой рейнская область получила статус демилитаризованной зоны и здесь стояли французские войска. Французы перестроили мост с тем, чтобы по нему могли также проезжать автомобили. После вывода оккупационных войск Deutsche Reichsbahn-Gesellschaft (DRG) возобновило движение пассажирских поездов по мосту. В летнем расписании 1938 года в рабочие дни по нему проходило 11 пассажирских поездов, в выходные дни – 15. Основной пассажиропоток направлялся в Висбаден.

Во время Второй мировой, начиная с августа 1942, мост многократно становился целью военных налётов. Часть моста была разрушена 13.01.1945, а окончательно его 15.03.1945 уничтожил вермахт, чтобы препятствовать продвижению американских войск.

Летом 1945 были убраны обломки моста с главного канала Рейна, в 1948 из реки были убраны оставшиеся куски его конструкций. Восстановление моста обсуждалось до начала 1950х, однако в связи с восстановлением моста в Майнце в 1954 DB не был заинтересован в восстановлении этого моста, так как интенсивность движения по нему в современных условиях высокой бы не стала. В начале 2000-х случился очередной всплеск интереса местных властей к восстановлению Hindenburgbrücke в качестве моста автомобильного, однако, чем это закончилось, вы видите на фотографиях. Если быть точным, то именно от развалин моста, а не от Бингена, начинается отрезок Среднего Рейна, который включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

От Hindenburgbrücke до Майнца велодорога пролегает по красивейшим местам. Вокруг пшеничные поля с обязательными маками, и, конечно, подсолнухи, рядом с дорогой кормятся аисты, а вдоль Рейна расположено множество кемпингов. Покрытие радвега разнообразно – от асфальта и плитки до грунтовых участков.

 

Полезные ссылки: Mainz Tourismus, достопримечательности Mainz'а, план города с основными достопримечательностями, Mainz на немецкой википедии.

За длительную историю города его имя неоднократно менялось, теперешнее имя он носит с XVIII века. Очень интересна трансформация с течением времени. Первоначальное римское имя города – «Mogontiacum» от кельтского божества Mogon (Mogont-i-acum = страна Mogon) держалось несколько столетий. Были также похожие написания «Moguntiacum» и сокращенное «Moguntiaco». С VI-ого столетия название писалось «Moguntia» или «Magantia». В VII-ом веке оно трансформировалось в «Mogancia», в VIII-ом веке –«Magontia». В XIII-XIV веках «Meginze» постепенно превращалось в «Menze» в латинских источниках, а в немецкоязычных – «Meynce». В 1320 упоминание в источниках о городе «Meintz», в 1322 – «Maentze», в 1342 –«Meintze», в 1357 –«Meintz», в 1365 «Mayntz».

В 15-ом веке впервые встречается имя «Maintz», но, однако, чаще город именуется «Menz», «Mentze», «Maynz», «Meintz» или «Meyntz». Впервые форма имени с «ai» появляется в 16-ом веке и окончательно оно закрепляется в эпоху барокко. Кто бы мог подумать, что «Mogontiacum» и «Mainz» - это один и тот же город…

До начала нашей эры здесь было поселение рядом с лагерем римских легионеров, защищённое крепостной стеной. Это было основное римское поселение на территории Германии во времена Римской империи. При архиепископе Бонифации в VIII веке город приобрел весомое значение в процессе христианизации. При преемнике Бонифация город был объявлен архиепископством и стал единственным, не считая Рима, городом Святого папского престола. В дальнейшем, кроме титула императорских эрцканцлеров (965), майнцские архиепископы получили также права председательства в коллегии курфюрстов (1257).

В XI-XII веках в кафедральном соборе города, главной церкви архиепископов, было короновано 7 королей. Граждане города долго пытались противостоять влиянию архиепископов, пока в 1462 году их сопротивление не было сломлено курфюрстом и архиепископом Адольфом фон Нассау. С этого момента Майнц – неприкосновенная резиденция епископов без права граждан на самоуправление. В 1792 году курфюрст под напором французских войск бежал и Майнц был провозглашён республикой. В 1802 году город лишился статуса резиденции архиепископов, а в 1814 году отошёл к Гессену. С 1950 Майнц – столица земли Рейнланд-Пфальц. На 31.12.2015 население города составляло 209 779 человек.

В конце Второй Мировой войны город был разрушен бомбардировкой, материал в журнале Life от 04/06/1945 стр.23.

Большинство исторических зданий Майнца или окрашены в красный цвет, или имеют красные элементы. В результате город смотрится очень нарядно и празднично.

Первой достопримечательностью, увиденной нами при въезде в город, был барочный дворец курфюрстов, строительство которого началось в 1627 г. во время правления архиепископа Георга фон Грайфенклау (Kurfürst Georg Friedrich von Greiffenklau), а закончено в 1776 при Иоганне Йозефе фон Эртале. По назначению дворец использовался лишь до 1797 года, до прихода французов. С 1806 года в нём располагались казармы, затем - военный госпиталь, позже - таможенное управление, городская библиотека, картинная галерея. Дворец был разрушен в 1942, восстанавливался с 1948 года.

Сегодня в северном крыле дворца находится конгресс-центр, остальную часть занимает римско-германский центральный музей

Летом на набережных города организуют пляж – с пальмами, лежаками, бассейнами. На левом берегу Майна, в самом городе, купающихся я не видел, а вот напротив – на правом берегу, народ заходил в воду.

кадр из фильма Rheingold - Gesichter eines Flusses кадр из фильма Rheingold - Gesichter eines Flusses

Altstadt Майнца невелик, его размер примерно 600x600 метров. Так как город был сильно поврежден во время Второй мировой, в его центре мы видим множество современных зданий. В одном из таких размещается туристический офис. От входа в него открывается вид на Больницу Святого Духа

Heilig-Geist-Spital на немецкой википедии.

Здание было построено в 1236 году в романском стиле и служило прибежищем для пилигримов, нищих, стариков и больных. Заказчиком строительства был архиепископ Зигфрид III фон Эппштайн (Siegfried III. von Eppstein), он по просьбе граждан Майнца перенес сюда, на тогдашний берег Рейна, больницу, которая ранее находилась рядом с собором. Средневековые больницы не совсем соответствуют тому, что мы сегодня понимаем под этим названием. Тогда больницы были скорее благотворительными церковными учреждениями, где упомянутые нищие, пилигримы, старики и больные жили, как в приюте. После постройки защитной городской стены, здание частично оказалось снаружи неё, поэтому путники, приезжавшие в город после закрытия городских ворот, останавливались здесь до следующего утра.

В 1462 году здание было перепрофилировано под женский дом престарелых. В конце XV века здание было частично перестроено в позднеготическом стиле.

Stefan Frerichs [CC BY-SA 3.0 (http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0), CC BY-SA 3.0 de (http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0/de/deed.en) or GFDL (http://www.gnu.org/copyleft/fdl.html)], via Wikimedia Commons By Symposiarch (Own work) [GFDL (http://www.gnu.org/copyleft/fdl.html) or CC BY 3.0 (http://creativecommons.org/licenses/by/3.0)], via Wikimedia Commons Stefan Frerichs [CC BY-SA 3.0 (http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0), CC BY-SA 3.0 de (http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0/de/deed.en) or GFDL (http://www.gnu.org/copyleft/fdl.html)], via Wikimedia Commons

С начала XIX века больница была закрыта, а здание использовалось для разных целей – здесь было издательство журнала и даже спортзал. В 1863 году на первом этаже открылся ресторан местной пивоварни, при этом сооружение было в собственности немецкой католической общины, которая проводила богослужения на верхних этажах. В 1888 году здание выкупила Майнцская пивоварня.

Во время налёта английской авиации 27.02.1945 здание было сильно повреждено, больше всего пострадала крыша, которую восстановили после войны. В 1950-х здесь устраивались танцы. В ходе реставрационных работ 1975 года здание привели в его романское, первоначальное состояние. Сейчас оно является памятником истории и охраняется государством. Внутри располагается ресторан.

Пока мы рассматривали это романское сооружение, до нас доносились звуки музыки - где-то неподалёку играл духовой оркестр… Мы, как зачарованные, потянулись на звук. Вот и музыканты, камерный духовой оркестр, квинтет из Питера Neva Brass. Если бы они выступали в зале или на каком-то музыкальном событии, необходимо было бы честно отметить их достойный исполнительский уровень. А уж для уличных музыкантов, сколько я их слышал, уровень просто запредельный! Ребята ездят по Германии и другим странам и играют классику и барочную музыку. Послушав несколько композиций в их великолепном исполнении, мы от всей души поблагодарили музыкантов и посмеялись над тем, что, дескать, где же еще встретишь талантливых русских музыкантов, как не в Германии. Это был тот редкий момент, когда находясь за границей, я искренне гордился своими соотечественниками. Так держать, ребята! Успехов вам!

Послушайте передачу на Radio FRO 105,0 FM Linz (Австрия), где звучит музыка в исполнении этого квинтета.

Центром города и его главной достопримечательностью является кафедральный собор, который наряду с соборами Вормса и Шпайера, является императорским. Строительство его было начато при архиепископе Виллигисе в 975 году. Основная часть собора возводилась в 1081-1137 и 1183-1239 годах, боковые готические галереи были пристроены в XIII и XIV веках. В 1769-1774 годах была осуществлена надстройка в стиле барокко, зодчим этой последней части был Михаэль Нойманн, сын знаменитого Бальтазара Нойманна, известного нам по резиденции в Вюрцбурге.

В соборе хранится наиболее полное собрание надгробных памятников и статуй XI-XX веков.

By Wolfgang Pehlemann Wiesbaden Germany (Self-photographed) [CC BY-SA 3.0 de (http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0/de/deed.en)], via Wikimedia Commons кадр из фильма Rheingold - Gesichter eines Flusses

 

Самое красивое место в городе – площадь Markt перед собором. На севере площади – восхитительные барочные дома, смотрящие на собор. С ними диссонируют построенные в усреднённо-немецком стиле дома на востоке площади. В центре площади стоит колонна Heunensäule, установленная к 1000-летию собора в 1975 году. На её бронзовом основании изображены главные вехи истории Майнца. Неподалёку находится колодец из песчаника эпохи Ренессанса (1526), поражающий красотой и богатством красок.

К востоку от собора находится Gutenberg-Museum Mainz. Иоганн Гутенберг – изобретатель книгопечатания – самый известный горожанин Майнца. Он изобрел процесс печати с использованием металлических литер, которые сначала отливали, а потом укладывали в колонки. В 1454-1455 годах Гутенберг сам подготовил к печати и издал тиражом 200 экземпляров Библию. До нашего времени дошло 46 из них.

То, что совершил Гутенберг, нельзя назвать иначе, как революцией. До изобретения книгопечатания книги были в руках специально подготовленных и образованных священников, которые хранили их в монастырях, систематизировали, переписывали и, таким образом, способствовали распространению знаний.

Книги, изданные по 31 декабря 1500 г., принято называть инкунабулы (по-латыни – «в колыбели»), то есть в колыбели книгопечатания. К 1500 г. в Европе было издано более десяти миллионов экземпляров книг. Бродячие печатники посещали монастыри, университеты, замки феодалов и жили там, удовлетворяя потребность в печатной продукции.

За период инкунабул всего существовало около 1100 типографий. Многие из них быстро разорялись, и, таким образом, к началу XVI века в Европе осталось примерно 200 типографий. Уцелели те из них, что пользовались поддержкой богачей и знати.

После изобретения станка ситуация стала такой, что почти любой состоятельный человек мог поставить его себе и печатать, что душе угодно. Что же начали выпускать владельцы первых издательств? Не только Библию и Евангелие, которые, к слову, начали печататься и на национальных языках, что ликвидировало монополию Рима. Стали распространяться книги с реформаторскими идеями, враждебными господствующей идеологии. Среди первых европейских книг были эротические издания с картинками (что-то близкое к порно в понимании того времени), ноты (музыка), романы и прочий Entertainment. Одним из первых произведений, напечатанных в 1532 году во Франции на народном, а не на латинском языке, стала книга Франсуа Рабле «Забавная и веселая история о великом гиганте Гаргантюа». По свидетельству современника, она «разошлась за два месяца в большом количестве, чем было продано библий за восемь лет».

Разумеется, католическая церковь не могла спокойно смотреть на реформаторскую и прочую вредную и бездуховную литературу. Так появилась цензура в нашем современном понимании. В рейнских епископствах во 1470-1480-х годах возникают духовные цензурные комиссии. С 1479 года на печатные издания распространяются цензурные функции Кёльнского университета, в 1485 году в Майнце учреждается цензурный комитет для пропуска изданий на Франкфуртскую ярмарку. Распространение книгопечатание побуждает папу римского Александра VI в 1496 и 1501 годах издать две буллы, которыми в качестве постоянного института католической церкви была утверждена духовная цензура. По мере развития реформаторского движения и распространения книгопечатания духовная и светская цензуры только усиливались.

Возвращаемся в Майнц к музею Гутенберга. Находится он в доме римского императора (Haus zum Römischen Kaiser). Это сооружение в ренессансном стиле было построено после завершения Тридцатилетней войны, в 1650-е годы. Особняк, также называемый Мариенберг, строился для влиятельного коммерсанта Эдмунда Рокоха. В 1742 году здесь устроили отель «Дом римского императора», в котором бывали такие великие личности, как Гёте и Моцарт. Музей открылся в 1900 году, в нём воссоздана мастерская печатника образца 1450 года.

Центральная пешеходная улица города Augustinerstraße – на ней расположено большинство красивых домов города. Названа улица по имени монастыря августинцев, барочная церковь Augustinerkirche которого построена в 1768-1772 годах. Церковь одно из немногих строений, почти не пострадавших во время Второй мировой. В ней сохранился позднебарочный орган 1774 года, построенный братьями Johann Heinrich’ом и Johann Philipp’ом Stumm’ами.

 

Шестиэтажная «деревянная башня» (Holzturm) находится примерно в полукилометре на юг от собора. Разумеется, башня каменная, а не деревянная, своим названием она обязана находившемуся неподалёку складу древесины. В средние века башен и наблюдательных вышек в системе укреплений города было 34, до нашего времени сохранились три: деревянная - Holzturm, железная - Eisenturm и башня Александра -Alexanderturm. Все башни датируются приблизительно 1240 годом. Holzturm являлась частью крепостных укреплений города и имела ворота.

Некоторый период времени в башне была тюрьма, среди узников которой 15 месяцев значился известный на всю Германию разбойник Иоганн Бюклер, прозванный «Ганс-живодер». Готический облик башня приобрела в XV веке.

 

Также построена в 1240 году, имеет 6 этажей. Название её объясняется тем, что рядом находился железный рынок. В первой половине XV века башня была надстроена. В конце XVI века потеряла свою функцию башни ворот средневековых укреплений и была перестроена вместе с соседними домами. С XVIII века башня используется в качестве армейской тюрьмы. В 1848-49 годах здесь сидели майнцские революционеры. Процесс по обвинению их в госизмене в 1850 году завершился оправдательным приговором, революционеров пришлось отпустить под ликующие возгласы толпы.

В 1900 году башню хотели снести, однако майнцское общество по сохранению исторического наследия (Mainzer Altertumsverein) на основе закона 1902 года земли Гессен об охране памятников предотвратило это. Через 3 года городские власти приобрели башню и осуществили её реставрацию. Во время Второй Мировой башня сильно пострадала.

 

На Ballpatz находится фонтан Määnzer Mädcher, установленный в 1978 году скульптором из Зальцбурга Йозефом Магнусом.

 

Полезные ссылки: сайт собора, St. Stefan на немецкой википедии.

Собор построен в 990 году, в1290-1338 перестроен в готическом стиле. Во время взрыва в 1857 году находящейся неподалёку пороховой башни собор сильно пострадал. Восстанавливали его экономично, поэтому свой барочный облик он тогда потерял. Собор был разрушен во время бомбардировки 27.02.1945

Сейчас собор известен тем, что в нём установлены витражи Марка Шагала. Привожу выдержки из статьи Евгении Чернецовой «Окна Шагала в Майнце», опубликованную в журнале Neue Zeiten №08 (062) август 2009.

Церковь св. Стефана очень древняя. Она была построена на фундаменте Фриденскирхе оттоновского времени (990 г.). Значение церкви для верующих было очень велико, поскольку в ней был похоронен архиепископ Виллигис, преемник апостола Германии св. Бонифация. Позднее Виллигис также был канонизирован за свою подвижническую деятельность. В 1290 — 1338 гг. церковь была перестроена в готических формах. Здание пострадало во время 30-летней войны (1618 -1648), но особенно сильные разрушения постигли его в период бомбежек 2-й Мировой войны. Тогда же церковь сильно горела. Потребовалось много времени для подготовки ее к открытию в послевоенное время.

Известно, что готические храмы украшают окна с цветными витражами. Разумеется, после войны прежние окна не сохранились. И тогда священник этой церкви Клаус Майер принял гениальное решение. Он обратился за помощью к знаменитому французскому живописцу, родившемуся в России, еврею по рождению —Марку Шагалу(1887 — 1985) и попросил выполнить эту работу. В чем же заключалась гениальность такого решения? Германия лежала в руинах. Она была ответственна за свои потери как перед собой, так и перед народами Европы. В том числе и перед еврейским народом, поскольку проявила постыдное усердие в «окончательном решении еврейского вопроса».

Поэтому, обратившись к Шагалу, священник сделал, во-первых, дружеский шаг по отношению к Франции, подданство которой имел Шагал, и с которой Германия долгие годы соперничала. Во-вторых, обратившись к еврею, признал право представителя этой нации на равенство с немцами. В-третьих, это был жест, скрепляющий союз иудея и католической церкви. Шагал, которому в это время исполнилось 89 лет, не отказался от предложенной работы. Он работал над этими витражами с 1976 по 1985 годы, то есть до конца своих дней.
[…]
В Германии в период нахождения фашистов у власти все произведения искусства, не отвечающие эстетике национал-социалистов, подвергались безжалостному уничтожению. В 1933 году в Манхайме по приказу Геринга были сожжены картины Шагала, несмотря на то, что он уже был знаменитым художником.
[…]
Шагал происходил из религиозной семьи, и к Библейским сюжетам обращался еще в 1930-е годы. Тогда он выполнил около 90 гравюр на темы Ветхозаветной истории. Итак, Библия была ему не нова.
Не был он новичком и в живописи по стеклу. Ко времени заказа из Майнца он уже создал витражи в ряде европейских церквей, а также окна в Университете Иерусалима (Израиль) и в Институте искусств в Калифорнии (США). Хотя работа над майнцскими витражами длилась несколько лет и выполнялась в несколько этапов, все они находятся в логической и гармонической связи друг с другом. Первое, что обращает на себя внимание, это то, что все окна решены в голубом тоне. Голубой тон хорошо подходит для медитативного созерцания: он внушает ощущения покоя и надежды. И еще, это цвет неба.

Поскольку Шагалу к началу этой работы исполнился 89 лет, он не посещал Майнц. Он выполнил акварельные эскизы, которые другими мастерами переводились в натуральный размер и выполнялись в материале. Это, кстати, обычная практика работы над витражами. Выполняли витражи в Ателье Жака Симона в Реймсе (Франция). Там приготовленные стекла временно скреплялись и передавались Шагалу в его Ателье на юге Франции. Специальным составом художник прорисовывал детали и подробности черным цветом. Все это было в эскизах, но он считал необходимым окончательные штрихи вносить своей рукой.

Сначала было выполнено центральное окно восточного, главного хора. Оно было посвящено Богу отцу. Снизу-вверх шли следующие сюжеты: «Авраам и три ангела», «Молитва Авраама за Содом и Гоморру», «Жертвоприношение Исаака», «Сон Иакова», «Моисей, приносящий народу законы».

Затем он подготовил эскизы для двух окон, обрамляющих главное. Очень интересен выбор сюжетов. В современной литературе обсуждается вопрос о роли женского начала в мире и в религии. Многие читали об этом, например, в книгах Д.Брауна «Код Да Винчи», П.Коэльо «На берегу Рио-Пьедра села я и заплакала», Л.Васильевой «Жены русской короны» и другие. Долгие века женщине отводилась, в лучшем случае, вспомогательная роль, а чаще вообще неоправданно заниженная. А ведь гармония мира зиждется на равновесии двух начал — женского и мужского. Шагал интуитивно, как это часто происходит с творческими натурами, почувствовал эту тему. Поэтому у него правое окно «Мужское окно», а левое — «Женское окно». Это не означает, что в одном окне представлены только женщины, а в другом только мужчины. Ведь они связаны между собой и равны по значению. Сюжеты из Библии перекликаются между собой: пророк и пророчица, царь и царица.

Интересно и то, что на «женском» окне часто встречается мотив дерева — древнейшего символа жизни. А кто же, как не женщина, связана с таинством зарождения жизни? В женском окне снизу-вверх находятся «Адам и Ева в райском саду», «Дебора, судья и пророчица под пальмой», «Сватовство Исаака», «Вирсавия и царь Давид», «Молитва Сарры о ребенке».

В правом, мужском окне — снизу-вверх «Сотворение человека», «Ной и ковчег», «Пророк Илия», «Король Давид-псалмопевец», «Мария с младенцем» и «Слуга господа — Христос». Мы уже упоминали, что Шагал любил изображать любовные пары. И здесь он изобразил в окне на левой стороне главного хора влюбленную пару, славящую творца. Как знать, может быть, именно любовь и творчество продлили так основательно жизнь самого Шагала. Ведь это очень мощные стимулы для жизни. На окнах боковых нефов Шагал представил растительный мир, славящий творца. Ведь по Библии Бог сотворил весь живой мир, включая растения. Яркие винно-красные пятна цвета в верхней части окон могут вызывать ассоциации с драгоценными камнями или фейерверком, обозначающими ликование небесного Иерусалима.

Окна церкви из-за своих размеров и сложности их изготовления - работа не из дешевых. Она смогла быть выполнена благодаря щедрым пожертвованиям. Одним из значительных жертвователей был сам Шагал. Он отказался от части гонорара. Это очень солидное пожертвование с учетом объема окон готического храма и соответственно его работы над ними. Если вдуматься, то работа над витражами была для Шагала духовным и физическим подвигом. Ведь во время этой огромной работы возраст мастера был достаточно преклонным, от 89 до 98 лет!

Итак, 9 главных витражей были выполнены Шагалом. Последние 18 окон выполнены Шарлем Марком, на чем настаивал сам Шагал. Шарль Марк руководил мастерской, работавшей в Реймсе над витражами Шагала в разных городах и странах на протяжении 28 лет. Их связывало не только творчество, но и глубокая дружба. Шагал не ошибся в выборе преемника. Марк не копировал манеру Шагала и не подражал ему, а довольно деликатно и бережно развивал тему, не нарушив замысла и не вступив с ним в диссонанс. Хотя внимательный зритель найдет различия в их работе.

В западном хоре в окнах появляется мотив белых птиц в синем небе, которые могут вызывать ассоциации с парением святого духа, а также мотив радуги и изображения солнца и луны в двух круглых окнах. Таким образом, в рамках одного церковного пространства представлена вся обитаемая вселенная, объединенная ликующей хвалой Творцу.

В заключение стоит сказать несколько слов о технических особенностях этой работы. Общая площадь окон 177,6 кв. м. По подсчетам специалистов, в окнах использовано около 50 оттенков голубого цвета. Причем, в окнах, выходящих на сторону, где восходит солнце, тона в целом более светлые, чем в окнах, выходящих на закатную сторону. Еще одно любопытное наблюдение: в двух боковых окнах главного восточного алтаря фигуры боковых окон в соответствии с законами перспективы немного крупнее тех, которые находятся в центральном окне.

История создания этих окон - наглядный пример того, что только творчество и объединение дают позитивные результаты. И этим надо очень дорожить в непростом современном мире.

 

Площадь перед Staatstheater Mainz носит имя самого известного жителя города - Гутенберга. Хоть она и находится рядом с собором, все здания на ней новые. Однако наличие на первых этажах домов, смотрящих на театр, кафе и ресторанов, и стоящие от этих заведений в летнее время столики на улице, делает эту площадь очень уютной. Мы тоже не удержались и выпили по чашечке кофе.

 

Построено в 1615-1618 в стиле эпохи возрождения по заказу ордена иезуитов при курфюрсте Иоганне Швайкхардте фон Кронберге (Johann Schweickhardt von Kronberg). После постройки здесь размещалась гимназия иезуитов, а также философский и теологический факультеты. При обстреле французами города в 1793 году крыша университета сгорела, а западная часть строения была разрушена. После восстановления здание использовалось в качестве казармы, в 1889 здесь разместилась школа и офисы служб города.

В августе 1942 года после воздушного налёта союзников здание выгорело, сохранились лишь наружные стены. Восстановление было начато в 1952 году. Сегодня здание используется для семинаров майнцского университета (Johannes Gutenberg-Universität Mainz) и является местом нахождения Института Европейской истории Лейбница (Leibniz-Institut für Europäische Geschichte).

Впервые упомянута в 774 году, строительство современной церкви осуществлялось с 1288 по 1330. Церковь неоднократно разрушали. Достойны внимания Главный алтарь 1739 и икона Франца Антона Маульберча (1724-1796) (Franz Anton Maulbertsch). В 1994 церковь снова получила деревянный купол.

 

 

Раннеготическая приходская церковь Св. Кристофа на площади Кармелитов была построена в 1292-1325, в купели церкви был крещён Иоганн Гутенберг. Разрушена при бомбардировках города в 1942 и 1945 годах. С 2012 года создана общественная инициатива по сбору средств для восстановления церкви, однако, как она выглядела в конце июля 2016, вы сами видите на фото. Рядом находится еще одна церковь, но упоминания о ней я не могу найти ни в Гугле, ни на туристическом сайте города.

Рядом со Святым Кристофом находится веломагазин die Radgeber. В нём мы увидели то, чего до этого никогда не видели - велосипед из бамбука!

Кармелиты прибыли в Майнц в 1270 году. Монастырь вместе с церковью был построен в первой половине XIV века, распущен в ходе секуляризации в 1802. С тех пор здания монастыря использовались в качестве склада. В 1924 году церковь вновь стала действующей, работа монастыря возобновилась в 1964 году. Если будете в Майнце, зайдите в эту церковь, там сохранился старинный алтарь и настенная живопись XIV века.

 

На этом мы завершили осмотр города. До некоторых его достопримечательностей мы не дошли, но, честно говоря, мы и не стремились к осмотру всего-всего-всего, что в нём есть. Впрочем, своё впечатление о нём мы составили. Не знаю почему, но так уж получилось, что мы не пришли в восторг от Майнца. Может, потому, что слишком много зданий в нём было разрушено и соседство весьма унылых бетонных сооружений с вновь отстроенными памятниками истории оставило у нас немного тягостное впечатление. Но я ни в коем случае не настаиваю на том, что моё мнение – это истина в последней инстанции, приезжайте сюда, смотрите город и делитесь собственными впечатлениями. Ну а я бы сказал, что на осмотр города с таким небольшим альтштадтом достаточно двух, ну максимум трёх часов.

Обратный путь мы проделаем по правому берегу Рейна. С Theodor-Heuss-Brücke бросаем прощальный взгляд на Майнц на левом берегу. На правом берегу около моста находится массивное сооружение Reduitkaserne (казармы-редут). Оно построено в 1830-1834 годах для защиты города, реки и тогдашнего понтонного моста, взамен которого был построен мост Теодора-Хойса. Сейчас эти мощные сооружения частично занимает экспозиция исторического музея региона, есть там и рестораны. А летом на берегу Рейна обустраивают еще один пляж – с видом на Майнц. Здесь даже есть пляж, на котором можно искупаться.

 

Полезные ссылки: о дворце на Sehenswertes Biebrich, Schloss Biebrich на немецкой википедии

Этот великолепный барочный дворец на берегу Рейна с обширным парком – бывшая резиденция князей и герцогов Нассау.

Георгу Августу Самуэлю фон Нассау-Идштайну (Georg August Samuel von Nassau-Idstein) было 12 лет, когда в 1665 году умер его отец. Так как он еще не был совершеннолетним, его поручили двум опекунам. Георг Август учился в Гиссене (Gießen), Страсбурге и Париже. Очень сильное впечатление на него произвел версальский дворец.

Когда в 1688 году граф Георг Август Самуэль фон Нассау-Идштайн был назначен князем (фюрстом), ему захотелось иметь резиденцию, которая соответствовала бы его новому социальному положению. Residenzschloss в Idstein’е его больше не удовлетворял. Он решил построить здесь, в долине Рейна рядом с Висбаденом в Biebrich, свой, рейнский Версаль. Начал он с покупки земельного участка, разбивки парка и постройки небольшого садового домика, в котором можно было находится лишь днём. Позднее домик был перестроен барочным архитектором Юлием Людвигом Ротвайлем (Julius Ludwig Rothweil) и стал западным павильоном теперешнего замка. Работы над павильоном завершились в 1702 году, он задал стиль всего будущего дворцового комплекса.

Через 4 года на расстоянии 86м от него был построен восточный павильон, являющийся зеркальным отображением павильона западного. В новым восточном павильоне располагалась супруга князя, в западном – сам князь со своей свитой. В 1707 году Князь Георг Август Самуэль (Georg August Samuel) принял решение достроить Biebricher Schloss и превратить его в загородный дворец. А для этого в нём должны были появиться залы, подходящие для проведения разных празднеств и торжеств. Барочный архитектор Иоганн Максимилиан фон Велш (Johann Maximilian von Welsch) связал оба павильона с помощью галереи и соорудил в её центре круглый зал. Эта законченная в 1721 году ротонда придает неповторимый внешний вид дворцу Biebrich. Ротонда разделена мощными пилястрами и увенчана фигурами богов. В полуподвальном этаже находилась капелла.

кадр из фильма Rheingold - Gesichter eines Flusses кадр из фильма Rheingold - Gesichter eines Flusses Schloss Biebrich um 1832 auf einem Stich nach Tombleson - William Tombleson [Public domain], via Wikimedia Commons

После того, как со смертью Георга Августа Самуэля дом Nassau-Idstein потерял силу, дальнейшее строительство приостановилось. Позже дворец Biebrich перешел во владение ветви Nassau-Usinger. Князь Карл фон Нассау-Усинген решил после своего вступления в должность в 1734 году перенести свою постоянную резиденцию сюда, в Biebrich. Проживание в замке князя и нахождение здесь правительственной резиденции требовало новых помещений. Барочному архитектору Фридриху Иоахиму Михаэлю Штенгелю (Friedrich Joachim Michael Stengel) было поручено возвести восточное крыло дворца. Уже через 3 года после завершения этого крыла, которое содержало главным образом жилые помещения княгини, тот же архитектор начал в 1740 году строительство западного крыла, симметричного восточному крылу, предназначенного для проживания князя. С окончанием строительства западного крыла дворец был завершен. Впоследствии, в 1824 году, была построена парадная лестница, выходящая к Рейну.

Дворец стоит на местности, спускающейся к Рейну под достаточно крутым наклоном. Поэтому со стороны реки этажей три, а если мы обойдём замок, то со внутреннего двора увидим два этажа.

Почти в течение столетия (с 1744 по 1841) дворец Biebrich был основной резиденцией князей и герцогов Нассау. Когда в Висбадене был построен городской замок, Герцог Адольф фон Нассау перенёс свою резиденцию туда, тем не менее до 1866 дворец Biebricher использовался в качестве летней резиденции герцога. Замок потерял свое значение в связи с аннексией Пруссией герцогства Нассау в 1866 году. Несколько десятилетий замок стоял закрытым и постепенно приходил в запустение. Во время Второй Мировой восточное крыло сильно пострадало и было затем разобрано. К 1960-м годам дворец настолько обветшал, что получил насмешливое прозвище «Rattenburg am Rhein» (Замок крыс на Рейне). Только жалобы посетителей из Нидерландов и Люксембурга, где до сих пор правит дом Нассау, побудило правительство земли Гессен начать его реставрацию. С 1961 по 1965 обновились фасады и западное крыло, в 1980-1982 было восстановлено восточное крыло.

Сегодня дворец Biebrich снова представляет собой барочную драгоценность. Ротонда и галереи используются Гессенским премьер-министром для государственных приёмов. Кроме того, некоторые органы власти находятся в замке, в том числе ведомство охраны исторических памятников Гессен и общество кинокритиков Висбадена. Здесь производятся показы фильмов в оригинальных версиях. Также в замке размещается ресторан и дворец бракосочетаний.

То, что можно увидеть сегодня в интерьерах дворца, чрезвычайно далеко от прежнего барочного великолепия. Или, говоря по-простому, интерьер дворца не сохранился, лишь лестничная клетка в западном крыле намекает на бывшую когда-то здесь барочную отделку.

О парке замка на сайте Sehenswertes Biebrich

За свою 300-летнюю историю замковый парк подвергался многочисленным преобразованиям. Сегодняшний вид парка не такой, каким он был при основании. Первоначально это был небольшой декоративный симметричный барочный сад. Он был ограничен полукруглой оранжереей, находящейся чуть дальше большого фонтана. Князь Карл фон Нассау-Усинген в 1738 году разобрал оранжерею и расширил сад на север. Таким образом, с первоначальным барочным садом было покончено.

В дальнейшем элементы садово-паркового оформления выходили на передний план. Герцог Фридрих Август фон Нассау (Friedrich August von Nassau) переустроил сад для размещения Mosburg’а в начале 19-ого века. В 1817 герцог Вильгельм фон Нассау поручил известному садово-парковому архитектору Фридриху Людвигу фон Скеллю (Friedrich Ludwig von Sckell) преобразовать сад в английский ландшафтный парк. Фон Скелль создал к этому времени в том числе, Шветцингский ландшафтный сад, сад дворца Nymphenburg, а также Английский сад в Мюнхене. Английский ландшафтный парк отличается отказом от строгости формы барочных садов и стремлением максимально обыграть особенности естественного пейзажа.

Герцог Адольф фон Нассау в середине 19-ого века соорудил внушительные теплицы. После аннексии герцогства Нассау Прусским королевством и перед своей эмиграцией, он продал эти теплицы с очень ценным набором растений Франкфуртскому садово-пальмовому обществу (Frankfurter Palmengartengesellschaft). Впоследствии состояние замкового парка заметно ухудшалось. Лишь с 1982 началось восстановление парка в соответствии с законом об охране исторических памятников.

Отдельного упоминания заслуживает Mosburg.

Начало XIX-ого века - расцвет культурно-исторической эпохи романтизма. В это время герцог Фридрих Август фон Нассау приобрел для расширения парка руины бывшей крепости с водными рубежами XIII-ого столетия. С округлой стеной, угловыми башнями и подъемным мостом она идеально соответствовала представлению о средневековом замке. Герцог поручил придворному архитектору Георгу Карлу Флориану Гётцу (Georg Carl Florian Goetz) строительство романтичного жилого замка на их фундаменте. Построенное сооружение производило впечатление средневекового замка. Впоследствии кажущаяся руина, которая отчетливо контрастировала с барочным замком, служила герцогам Нассау убежищем. Во время бомбардировок Второй мировой войны из искусственной руины получилось фактическая. Уже десятки лет Mosburg недоступен для общественности. Однако, планируется его восстановление, и тогда, возможно, в него откроют доступ для посетителей.

Ежегодно с 1949 на праздник Троицы в замковом парке проходит Международный висбаденский конный турнир.

Резюме: восстановленный дворец и его парк нам очень понравились, я очень рекомендую посетить этот «рейнский Версаль».

Ну а мы едем по велодороге вдоль Рейна по направлению к нашему Бингену. На этом участке берега нам встречается достаточно много причалов и марин. Дорога здесь асфальтирована, но на неё выходит погулять множество гусей, так что нужно быть осторожными, чтобы не переехать этих водоплавающих, считающих, что велодорога – она не только для велосипедистов. Среди последних, кстати, встречаются интересные типы – вот, например, какая-то мусульманка в платке крутит вдоль Рейна. Как ей только не жарко…

Ехать вдоль Рейна по его течению увлекательно – можно соревноваться в средней скорости поездки с каким-нибудь плывущим в нашем направлении корабликом. А когда немного устанешь, хорошо остановиться в кафе от определенного вайнгута, расположенном прямо на берегу, и выпить бокал освежающего местного вина. Вот в этом кафе от Weingut Klerner, выполненном в виде винной бочки, работает очаровательная девушка из семьи виноделов. Когда её спросили, что бы она рекомендовала попробовать, она предложила нам ризлинг, незаметно ввернув в произносимую фразу словосочетание «наше вино». И произнесла она это с нескрываемой гордостью. Действительно, таким семейным делом можно и нужно гордиться.

Полезные ссылки: Kurfürstliche Burg Eltville на сайте  города, Kurfürstliche Burg Eltville на немецкой википедии, брошюра о замке в формате PDF.

Замок курфюрстов – символ города Eltville am Rhein, самый старый город в Рейнгау. Замок был построен на руинах предыдущего замка, разрушенного во время таможенной войны в 1301 г. Уже известный нам архиепископ трирский Балдуин в 1328 году стал также администратором Майнцского курфюршества. Он дал городу Eltville особые привилегии по образцу Франкфурта и до XIX века он был единственным городом в Рейнгау. Балдуин начал строительство замка в 1330 году с круглой башни, остатки которой дошли до нашего времени. Балдуин недолго просидел на двух стульях, в 1338 году он оставил майнцскую должность, его конкурент и наследник Герих фон Фирнебург (Heinrich von Virneburg) к 1350 году построил замок с 4-этажной квадратной башней, c защитными угловыми башнями и венцом зубцов. Замок носил не только оборонительное значение, он предназначался для постоянного проживания. 150 лет он служил резиденцией майнцских епископов и курфюрстов.

Burg Eltville um 1832 auf einem Stich nach Tombleson - William Tombleson [Public domain], via Wikimedia Commons Kurfürstliche Burg Eltville East view - By DXR (Own work) [CC BY-SA 3.0 (http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0)], via Wikimedia Commons

Осенью 1631 года в ходе 30-летней войны Eltville заняли шведы. Уходя, они разрушили замок, однако башня сохранилась. Восточное крыло замка было восстановлено в XVII веке. До 1803 года замок был во владении майнцских курфюрстов, потом до 1866 года принадлежал герцогству Нассау, а после присоединения его в 1866 году к Пруссии, стал её собственностью. С 1936 года замок принадлежит городу Eltville.

Замок имеет очень интересную планировку, с несколькими дворами. Посмотреть её можно в брошюре.

В городке Oestricher очень симпатичные старые дома, а на берегу Рейна - речной кран.

А вон на левом берегу Рейна уже и Бинген виден. Перед Рюдесхаймом велодорожка проходит по красивому парку на берегу Рейна, где так и хочется сесть на лавочку в тени развесистых деревьев и наслаждаться течением великой немецкой реки.
Место причаливания пассажирского парома мы не нашли, поэтому переправлялись на наш берег на автомобильном пароме. С него хорошо рассматривать Бинген и Рюдесхайм.

После такой прогулки самое правильное - хороший ужин в пивном саду на берегу Рейна. Тепло, атмосферно и вкусно.

Велоитоги дня: протяженность сегодняшней велопрогулки вдоль Рейна составила 78,3 км, мы осмотрели Майнц и увидели множество других красивых мест. Трек поездки на GPSies и в формате GPX.