Вело-лето 24 озёр. Weilheim in Oberbayern день третий - на Salzburger Festspiele.  
 

Мы люди, чуткие ко всему прекрасному. Мы наслаждаемся природой и велопоездками, вкусной едой и хорошими напитками, не чужда нам и классическая музыка. Если вдруг кто-то не в курсе, то каждый год с 20-х чисел июля по 1 сентября в Зальцбурге проходит главное европейское событие в мире классической музыки – Salzburger Festspiele, где на нескольких площадках выступают звезды первой величины и осуществляются интересные постановки опер.

Перед нашей поездкой я внимательно изучил афишу фестиваля. Из тех концертов, на которые ещё можно было купить неплохие билеты, выбрал сольный концерт нашего современника и соотечественника, пианиста Евгения Кисина, который в детском возрасте выступил с Берлинским филармоническим п/у Герберта фон Караяна, а позже сотрудничал с многими известными музыкантами, такими, например, как Colin Davis, Claudio Abbado, Daniel Barenboim, Riccardo Muti и другими… Поэтому мы все захватили с собой из Москвы портпледы с костюмами – не в велошортах же идти на концерт в большой фестивальный зал (Großes Festspielhaus).

За два дня до концерта мне на почту пришло уведомление от дирекции фестиваля о том, что у Евгения проблемы с рукой и он отменил свой концерт, но они нашли замену и перед нами выступит с сольной программой австрийский пианист Till Fellner, который сотрудничал с Vladimir Ashkenazy, Claudio Abbado, Nikolaus Harnoncourt, Kurt Masur, Kent Nagano и другими.

Конечно, получив это письмо, я расстроился. Евгения Кисина я слышал еще в 1980-х в Московской консерватории, а записи бетховенских и шумановских концертов для ф-но с оркестром с LSO п/у Sir Colin Davis оставили у меня самые прекрасные впечатления. Всё же, посовещавшись с друзьями, мы решили не отменять посещение Зальцбургского фестиваля, а съездить и послушать этого самого Тилла Феллнера.

Ехать из нашего Weilheim’а до Зальцбурга около 2,5 часов, в Зальцбурге перед концертом нужно забрать оплаченные билеты, поэтому, чтобы не опоздать, лучше выехать заранее, в середине дня. Тогда можно будет в Зальцбурге ещё и пообедать. Соответственно, на велосипедах сегодня покататься у нас не получится. Что можно сделать за несколько утренних часов? Съездить в Kloster Andechs. Посещение этого великолепного аббатства я описывал в своем рассказе о поездке по землям Бавария и Баден-Вюртемберг.

Раз уж мы направляемся в Зальцбург, то я не мог не заехать перед этим в расположенный рядом городок Anif, в котором свои последние 20 лет жил, и на кладбище которого похоронен величайший из дирижеров XX столетия Herbert von Karajan. Так как ехать на могилу маэстро с пустыми руками непристало, то по дороге из Андехса я купил в оранжерее горшочек с цветами, а в цветочном магазине Weilheim’а букет роз.

Выходя из отеля в костюме с букетом красных роз в руке, я поймал на себе взгляд милой девушки-администратора нашего отеля. Она привыкла видеть нас в велосипедной форме или в шортах и футболке. А тут человек в темном костюме с цветами. Вероятно, она подумала, что я отправляюсь на собственную свадьбу. На следующий день, когда мы утром спустились позавтракать, она подошла ко мне, сказала, что была вчера очень удивлена моим видом, и спросила: «что это было?». «Костюм?», - уточнил я: «Salzburger Festspiele…». «Понятно», - с уважением ответила девушка.

В Anif’е я возложил цветы на могилу маэстро, а затем мы немного прогулялись по улице, носящей его имя, мимо дома, где до сих пор живет его семья.

Не знаю уж почему, но я чувствую себя комфортно в костюмах в любую погоду. То ли это дело привычки, то ли зависит от того, нормальный это костюм или нет. Вова же стал снимать футболку и облачаться в рубашку-галстук-пиджак уже на парковке Altstadtgarage в Зальцбурге. Вот как это выглядело.

Забрав оплаченные заранее билеты, мы направились слегка перекусить. Традиционно, вопросов где это сделать, у нас не возникает, мы любим ресторан M32. Почему он так называется? Очень просто, из-за адреса Mönchsberg 32. Ресторан расположен на одноименной горе и с его веранды открывается один из самых красивых видов на город. А ещё в нём очень хорошо готовят. Ресторан последние много лет занимает высокие позиции в ресторанном рейтинге Австрии Falstaff.

Современная креативная кухня ресторана действительно достойна восхищения. Подачи очень красивы и интересны, блюда исключительно вкусные и, несмотря на свой кажущийся небольшой размер, весьма питательны. Голодными мы оттуда ни разу не уходили. Не пугайтесь последней фотографии - я попытался изобразить нечто похожее на смайлик на конфете.

Пока мы сидели и неторопливо обедали в ожидании начала концерта, небо заволокло тучами, прошел ливень, а потом появилось солнце, лучи которого которое на фоне темного неба создали красивейшую подсветку города и крепости Hohensalzburg.

Но вот на часах начало седьмого, пора неторопливо направиться на концерт. Перед большим фестивальным залом прогуливаются пришедшие на концерт слушатели. И хоть народ одет не только в костюмы, но и в более свободную форму одежды, в костюме ты здесь свой.

В 1606 году архиепископ Вольф Дитрих фон Райтенау приказал на месте бывших казарм построить дворцовые конюшни. Северный фасад был спроектирован известнейшим архитектором Иоганном Бернхардом Фишер фон Эрлахом, автором венской KarlsKirche и многих других архитектурных шедевров.

В 1917 году в Зальцбурге решили проводить оперные и музыкальные фестивали, и поэтому конюшни перестроили в малый и большой фестивальный залы. Проектированием и перестройкой руководил австрийский архитектор Clemens Holzmaister. Первоначально музыкальный фестиваль был посвящен в основном творчеству В.А. Моцарта и был, если так можно сказать, локальным музыкальным событием. Однако после Второй Мировой войны стало понятно, что Моцарт – он, конечно, гений, но неплохо бы и расширить тематику фестиваля.

В 1956 году художественным директором фестиваля стал Герберт фон Караян, который хотел осуществлять в рамках фестиваля грандиозные оперные постановки, например, цикл опер Вагнера. Это уже совсем иной масштаб, по сравнению с камерными операми Моцарта. Именно Караян был идеологом встроенного в скалу большого фестивального зала (Großes Festspielhaus) с огромной и отлично технически оснащенной сценой, которая позволила бы осуществлять здесь любые, даже самые масштабные постановки и не устарела бы как минимум на протяжении 50 лет. Большой фестивальный зал спроектирован архитектором Clemens Holzmeister’ом при непосредственном участии Herbert von Karajan’а. Строительство зала осуществлялось с 1956 по 1960 год, за этот период из горы Mönchsberg было извлечено более 55 тыс. м3 породы для обустройства сцены и кулис.

Здание сохранило оригинальный фасад Фишера фон Эрлаха, а там, где раньше были конюшни, сейчас фойе. О бывшем назначении здания напоминают мозаичные изображения конских голов на полу.

Clemens Holzmaister Herbert von Karajan

Открытие Großes Festspielhaus состоялось 26.07.1960 исполнением оперы Рихарда Штрауса «Кавалер Розы» под управлением Караяна. Скульптурные портреты Clemens Holzmeister’а и Herbert von Karajan’а установлены в фойе зала. После открытия большого фестивального зала некоторые даже выражали сожаление, что у него такая большая сцена, и оперы Моцарта на ней просто «потеряются». В зале 2179 мест, он почти квадратный. Акустика зала идеальная, всё прекрасно слышно с любого места в нём. На сцене – железный занавес, весит он 34 тонны и имеет в середине толщину в 1 метр. Ширина сцены составляет 100м, её глубина – 25м. Подробные технические спецификации указаны на сайте Зальцбургского фестиваля.

Что касается самого концерта, то это был ужас. Вязкое и нудное исполнение Till Fellner’ом второй части хорошо темперированного клавира И.С Баха в первом отделении привело к тому, что часть посетителей просто ушли с концерта в перерыве. Посовещавшись, мы остались на второе отделение. Фортепианная соната Йозефа Гайдна и симфонические этюды Роберта Шуманна звучали повеселее, но всё-равно, уровень исполнения был очень слабый. Увидите на афишах имя Till Fellner’а – обходите концерты с ним как можно дальше.